среда, 14 ноября 2007 г.

Вести с полей - 7, Оби-Хингоу, итоги

Вот и наше последнее послание. Наш развесёлый образ жизни в Таджикистане может ещё и продолжиться, но вы вряд ли захотите читать про это каждую неделю. Нашей последней рекой была Оби-Хингоу. По правде говоря, если б у нас были более убедительные отмазки, чем всего лишь несколько мозолей да протекающая лодка, мы бы предпочли отправиться прямиком в Душанбе. Мы все были измождены и чувствовали слабость. Мысль ещё об одной неделе сплава среди скованных холодом гор нас как-то не вдохновляла. При отсутствии положительной мотивации оставалась лишь инерция и нежелание признавать окончательный упадок мужественности, но в конце концов этого оказалось достаточно.

TankМы сто раз обсудили и затвердили все детали уговора с нашим водилой из Джиргаталя, опасаясь новых разногласий на полдороге. Мы загрузились в его Тойоту-пикап и поехали вниз по широкой долине Сурхоба к месту впадения Оби-Хингоу, а затем вверх по ущелью сравнительно ослабшей Оби-Хингоу до Тавильдары. По пути мы захватили свою заначку с едой, которую три недели бережно хранил для нас очень дружелюбный хозяин придорожной забегаловки.

RideВ Тавильдаре Мидди немедленно поймал грузовик, направлявшийся дальше вверх по реке. Мы покидали в кузов, где уже лежала огромная запасная шина, все наше барахло, включая самих себя. Водитель и его товарищи оказались хорошими парнями - у нас была куча времени, чтобы познакомиться с ними, поскольку на преодоление следующих 65 км потребовалось 30 часов. Они ехали вверх по долине, чтобы купить картошку, или уголь, или чего-нибудь ещё, что там найдется. Мы все вместе переночевали в доме в одном из посёлков по дороге. Утром картошка этого посёлка была объявлена неподходящей, так что мы могли продолжать путь, надо было лишь только поменять пробитое колесо и найти достаточно народу, чтобы толкнуть Камаз со сдохшим аккумулятором. Сразу после того, как они заехали за углем и загрузили пять тонн.

Всё было сделано сильно после полудня, и мы опять поползли вдоль реки. По дороге мы подсадили старика-паломника, который шёл к древней мусульманской гробнице вверх по реке. Все его пожитки помещались в обычный полиэтиленовый мешок из магазина. По небу неслись низкие облака, а мы с ним сидели на куче угля, съёжившись от ветра, и пытались объяснить друг другу необъяснимое - причины, по которым каждому из нас обязательно надо было попасть в верховья Оби-Хингоу.

Наконец мы прибыли в посёлок Сангвор у слияния рек Оби-Хингоу и Оби-Мазара. Начало нашего сплава. Нас высадили в темноте прямо в центре посёлка. Это было бы началом больших проблем, если бы это был посёлок где-нибудь в Америке. Но это было в Таджикистане, где приглашение в дом никогда не заставит себя ждать, если только ты постоишь спокойно несколько секунд. Вскорости нам предложили помочь с лодками, дали чашку теплого молока и позвали переночевать в гостевой комнате в доме неподалеку. Желая поскорее спрятаться от холода, мы на заставили себя долго упрашивать.

На следующее утро мы дождались, пока солнечные лучи коснутся воды, и только потом отплыли. Осознание того, что по большей части на реке будет гладкая вода, а оставшиеся пороги небольшие из-за недостатка воды, никак не вдохновляло нас и не ускоряло наши движения.

Плюхая по первым 13 км, мы представляли себе реку с большим расходом и, вероятно, нехилыми препятствиями. Но всё это время мы проплывали маленькие порожки, стараясь не замочить рук. Потом река вообще стала ровной, и мы растянулись, мечтая каждый о том, как мы спокойненько догребём вниз до более тёплых мест.

Тонкие троса, протянутые над головой с одного берега на другой: перетяжки для дров, собранных на противоположном от посёлка берегу реки. Небольшой участок с большими валунами и парочкой порогов класса IV вынудил-таки нас замочить свои ручки и поставил под вопрос наше желание продолжать грести по холоду. Но этот перерыв в спокойствии опять сменился гладкой водой, плавно текущей мимо заросших берегов. Столько растительности мы, пожалуй, не видели нигде в Таджикистане.

За день мы прошли большое расстояние, и в честь этого мы позволили себе съесть по лишней сосиске. С четверти сосиски (размером в три хотдога) на Муксу наш ужин вырос до целой сосиски на Оби-Хингоу. Роскошь, в полной мере соответствующая безразличию к еде.

На следующее утро мы опять сначала дождались солнца. День начался и закончился ровной водой. Незадолго до полудня мы проехали мимо Тавильдары, и несколько бурунов прервали нашу игру в вопросы и ответы. В одном пороге случился неожиданный сюрприз в виде впечатляющих останков-развалин старого моста. Быть может, грозный след гражданской войны или ещё советского времени. Второй день подряд мы улучшали наши способности к коммуникации с местными детьми посредством ясно выраженных слов и жестов пальцами в те моменты, когда они кидались в нас камнями с мостов.

PopЕщё одна сосиска в нашу последнюю ночь, проведённую на природе. Мы устроили торжество и долго сидели у костра, наблюдая, как легковушки и грузовики проезжают по другой стороне реки в единственном месте, где могут разъехаться две машины.

Саймон кричал. Эндрю держал его руку. Мидди напевал песню Кэта Стивенса.

Imgp0678В последний день сплава нам встретились наиболее мощные препятствия в последнем глубоком ущелье [Нижнее ущелье Оби-Хингоу - YV]. Единственный раз мы просматривали пороги на Оби-Хингоу на входе в этот каньон. За связкой нескольких жёстких обливников следовал крутой обратный вал и бочка, после которой вся вода попадала в огромный, пульсирующий петух. Ощущения Эндрю и Мидди при прохождении были во многом одинаковы: свеча или киль, соответственно, после чего петух подкидывал лодку вверх, почти полностью выбрасывая её из воды. Саймон, крайне мудро подметив особенности прохождения своих товарищей, учёл это при выборе своей линии и проехал весьма элегантно. После этого в ущелье остались только развлекушные валы да сливы, пока оно совсем не закончилось, и река стала петлять на последних километрах пути до устья.

Мы видели птицу с размахом крыльев около 3 м.

Middy1Там, где серо-голубая вода Оби-Хингоу встречается с коричневой водой Вахша, мы вылезли на песок рядом с дорогой. Несколькими месяцами раньше Оби-Хингоу была такой же коричневой, как и Вахш.

Переодевшись, мы в последний раз забросили лодки на плечи и взобрались к дороге и посёлку Комсомолабад. Мы проводили время, сидя вокруг стола в тени, откуда глядя в одну сторону, мы могли следить за нашими лодками, а глядя в другую - за проезжающим транспортом. Тут к нам подвалил офицер милиции с налитыми кровью глазами и чеширской улыбкой под редкими усами. Естественно, он был вдымину пьян. Он достал травки и кусок миллиметровки, чтобы свернуть самокрутку, но мы вежливо отказались, опасаясь провокации, кроме всего прочего. Он показал рукой вверх по склону в направлении своего дома и сказал, что там пройдёт новая дорога - после того, как ниже по течению будет завершена Рогунская ГЭС, и всю долину затопит. Интересно, будет ли затоплен водохранилищем и нижний каньон Оби-Хингоу?

Мы поймали подходящую попутку всего лишь через три часа. Мы закинули лодки в пустой кузов Камаза и набились в кабину. Обычно мы выбираем Камазы в последнюю очередь, поскольку в них неудобно ехать и, как известно, плетутся они очень медленно, когда везут несколько тонн лука, картошки или какую иную всячину вверх по дороге. Хотя загруженный всего лишь нашими тремя каяками, Камаз доехал до Душанбе довольно быстро.

По возвращении в суматошную столицу мы заново привыкали к городской обстановке. Прежняя неугомонность, сопровождавшая борьбу с бюрократией в Душанбе, пропала. Без очередного путешествия в горы, зажигавшего наши сердца, мы были вполне довольны жизнью, расслабляясь и восстанавливая силы. Порезы и мозоли, что кровоточили неделями, теперь начинают заживать. Надеемся, что курс антибиотиков избавит нас от микроскопических спустников, которых без сомнения мы подцепили во время наших похождений.

Через несколько дней Саймон отправится назад в Эдинбург, оставляя Эндрю и Мидди в поисках работы в НКО в Душанбе. Мы не уверены в том, когда мы снова увидим друг друга, но не сомневайтесь - мы уже обсуждали, куда бы нам отправиться в следующий раз.

Основные итоги наших похождений:

21 река проплыта

11 первопрохождений

6 кг (13.2 фунтов) винограда съедено за 24 часа

2 кг (4.4 фунта) телятины съедено за один присест (и вслед за этим 1.1 кг (2.5 фунта) мороженого)

Таджикский табель

И, наконец, мы напрягли всё наше самолюбование и величие для заключительного деяния - составления таблицы, в которой всему дана численная оценка.

Саймон - Про: спасение Эндрю в ледниках, предусмотрительность по раскладке (бульонные кубики)
Контра: непревзойдённый пердун; плохо заботился о своём клетчатом костюме - носить его привилегия, а не право
Общая оценка: 4+ (B+)

Мидди - Про: ранняя пташка - поджигатель костров, ежедневный демонстратор шоу по поеданию винограда, единственный участник в экспедиции, не потерявший контроля над своими кишками
Контра: преждевременное сбривание усов, неконтролируемый расход горючего
Общая оценка: 4- (B-)

Эндрю - Про: улучшенные способности по разведению огня, переноска груза лишнего риса
Контра: слишком большая приверженность усам и их идеальной форме, ужасно вонючий пук
Общая оценка: 4 (B)

Таджикистан:

Живая природа: в присутствии людей беспокойная и убегает, несмотря на демонстрируемые время от времени робкие попытки приблизиться. 4- (B-)

Пища: имеет все предпосылки быть превосходной фишкой, но не может реализовать свой значительный потенциал (сильно удручает). 2+ (D+)

Ландшафт: имеет непредсказуемый норов: часто предстаёт в ошеломляющем виде, но также доставляет много мучений гостям и приезжим, всеми силами старающимся познакомиться с ним получше. 4+ (B+)

Правительство: достаёт всех и само по себе довольно порочно. Правительство - это как плохой студент, требующий к себе в классе слишком много внимания. 3+ (C+)

Милиция: отлично одета и отлично выглядит. Обычно очень дружелюбна и разговорчива, но может быть реальной заморочкой. Не повредит поработать над грамотностью. 3+ (C+)

Таджикские люди: добрые и отзывчивые. Искусные в починке, даже когда они сами что-то сломали. Исключительно щедрые и гостеприимные, за исключением случая, когда Эндрю получил в челюсть. 5- (A-)

Бурная вода: Крутая при заигрываниях, но в целом является прекрасным образцом для других рек. 5 (A)

Страна: оценка по совокупности: 4+ (B+)