пятница, 2 ноября 2007 г.

Вести с полей - 5, Шахдара, Гунт

Мы окончательно вернулись из наших горных похождений к электрическому свету, теплу и тому разнообразию еды, которое сейчас и определяет наше пребывание в Душанбе. Можно долго говорить о тяжёлых испытаниях холодом и большой высотой и о том, что было наградой за это, но началось наше путешествие с двухдневного переезда на Памир. Трасса длиной всего 400 км соедниняет западную и восточную части страны, когда-то враждовавшие друг с другом. Дорога там без покрытия, такая узкая, что встречный транспорт может разъехаться только в определённых местах. Food_for_a_monthЗная, что нам предстоит долгий путь, мы выкупили бОльшую часть мест в Газели - старом советском микроавтобусе (представьте себе оливково-зелёный фургон 50-х с узкой базой). Нам было очень удобно до тех пор, пока в нашем маленьком караване не сломался другой микроавтобус, и население нашей машинки возросло до 14 плотно упакованных ломтиков. Мы потребовали было вернуть часть денег, но у водителя не было ни копейки - все деньги остались у владельца машины в Душанбе. Следующие полтора дня мы тряслись, столь крепко стиснутые со всех сторон, что мы могли расслабить все наши мышцы и при этом едва сдвинуться. Это по-своему удобно.

Но наши условия существования показались нам шикарными, когда на второй день нашей поездки мы увидели другой, афганский берег Пянджа. Наш автобус и его пассажиры в современной одежде массовых фасонов мчались по дороге, тогда как на другой стороне реки афганцы в длиннополых халатах передвигались пешком по тропе, идущей вдоль пропасти по скалам и палкам, вбитым в расщелины. Позже нам расскажут, как граница, проведённая колониальными империями, прошла по семьям, разделив некогда единый Бадахшан на две части. Сейчас пограничные контакты невелики, и только-только провели электричество в город, который был когда-то большим центром Бадахшана, но оказался на нищей афганской стороне.

Мы прибыли в город Хорог и двинули ноги в тихий уютный рай - маленький отель под названием Pamir Lodge. Мы позвонили знакомым знакомых, и, заранее не подозревая об этом, оказались на шумном вечере с двумя бутылками водки и Сашей. Он может быть описан только одним словом - потрясающий! Мы потом поняли, что его невообразимое великодушие и доброта не были уникальны среди памирцев, однако, его чувство юмора и веселье выделялись бы где угодно.

004Мы задорого сняли Jeep на Автовокзале и проехали на нём 70 км вверх по реке Шахдара. Несмотря на то, что высота на старте была за 3 тыс. м, когда мы отчаливали, солнце светило и жгло вовсю. Но в тени каньонных стен было холоднее и гораздо серьёзней.
Вначале был короткий крутопадающий участок, где река непрерывно падала среди валунов между грязными конгломератными стенами [Седжский непроход - YV], но неожиданно малый расход воды не способствовал опасениям и тревогам, так что мы проехали это дело насквозь. Забавно это вышло - в месте, где высокая вода была бы убийственной.

WaterfallНиже по течению лежал 'каньон водопадов' [Седжские водопады - YV], ради которого, собственно, мы и заехали так далеко наверх. Мы просмотрели его самым серьёзным образом, имея в виду по нему спуститься, но в конце концов умерили самомнение и обнесли его. Загвоздка была частично в самом водопаде, именно что громадном, но во многом - в вытекающем из-под водопада потоке, порядочная часть которого выходила через подводную полость. Мы все сомневались, что каяк просочится так же беспрепятственно.

В первую ночь мы разбили лагерь в устье симпатичного бокового каньона и впервые попробовали использовать недавно приобретённую русскую горелку, которая работала на бензине, керосине и дизтопливе. Работала, но только очень неохотно и после длительного принуждения. Ночью было холодно даже в одежде и в наглухо застёгнутых спальниках. Но на самом деле не это не давало нам уснуть, а размышления о том, каково будет на Муксу, на полтора километра выше...

Утром мы решили прогуляться вдоль бокового каньона, частично, конечно, для осмотра его великолепия, но также и для того, чтобы отложить натягивание мокрых шмоток до появления солнца. Почти сразу путь нам преградил неприятный брод через ручей. Было ясно, что мы не можем пройти дальше.

Как намёк на то, какие мы неженки, сверху пришли два памирца, сняли обувь, закатали штаны и перешли этот полузамёрзший поток вброд. Они направлялись в ближайший город на свадьбу, и мы перевезли их на своих лодках через Шахдару, так что им не пришлось переться 10 км вверх к ближайшему мосту.

003002На сплаве в этот день было очень мало действительно приятных мест, они изредка попадались среди бесконечных песчаных отмелей. Выделялся один порог - тройной слив, зажатый у высокой длинной скалы левого берега [Рошткала - YV]. Там был вполне выполнимый буф, а за ним глубокий гудящий(?) скат в замесный слив, с сильным отбойником от стены. Саймон, шедший последним, казалось бы, зашёл идеально, но перевернулся в мешанине внизу и хряпнулся головой об скалу, а может быть даже об саму стену. С тех пор он как-то странно себя ведёт, но мы не уверены, что это связано.



WallКогда наступил вечер, мы нашли другую хорошую площадку для лагеря, на которой было даже немножко теплее, поскольму мы же сбросили высоту за день. На следующий день, проплыв по реке много километров порогов класса 4, а потом и 3, мы закончили сплав на Гунте, в Хороге. Мы вылезли посередине города и оказались движущимся препятствием, поскольку местные водилы провожали нас изумлёнными взглядами, пока мы несли лодки к нашему отелю.

После полуденного отдыха мы покинули Хорог во второй раз, в этом случае следуя по Памирскому тракту на север, вдоль Гунта.

В отличие от того, чтоб было раньше, дорога здесь была гладкой, и наша набитая под завязку Волга с каяками в багажнике быстро поглощала километры. Гунт стекает с Памирского плато примерно в 150 км от Хорога, но мы предполагали, что большинство интересных порогов расположено в нижней части реки. Имея это в виду, мы высадились в 50 км от Хорога с запасами жратвы на 2 дня и 2 ночи. Река в этом месте была довольно спокойной.

RockinИзвилистые галечные косы перемежались короткими участками немаленьких валов и редко-редко встречалась бочка, которую следовало объехать. Как Волга по асфальту, мы пролетали километры реки. В час дня мы заметили, что долина Шахдары не так уж и далеко, и решили, что лучше остановиться, а не то мы приплывём в Хорог слишком скоро. Мы провели вторую половину дня, разлагаясь на тёплом солнышке среди валунов и скал размером с дом. Подоспел вечер, и мы были приглашены в ближайший дом на чай и, как выяснилось, водку. Нашим хозяином оказался крепкий общительный парень, который хорошо играл на ситаре, даже выпимши. К счастью, рулил под шофе он также хорошо, поскольку настоял на том, чтобы отвезти нас на 100 м назад в наш лагерь.

005ScoutingНа следующее утро мы выплыли, предвкушая пороги, которые Гунт приберёг для нас. Когда мы проплыли три четверти расстояния, то сбросили только половину по высоте. По идее, должно было уже стать покруче. И оно стало круче. В основном, на реке были непрерывные каменистые пороги. Хотя в одном месте река сжалась до 5 м, и вся вода била в гадкий карман под правой стеной, а потом рушилась в столь же отвратительную бочку [Гунтский водопад - YV]. Обнесли, почти не обсуждая.



006Когда мы подплыли к Хорогу, на милом таком участке [Туннельный каскад - YV] часть воды, к несчастью, ушла в водозабор у дамбы. Хотя это могло быть и к счастью для Саймона, который обнаружил себя в держащей бочке и качественно, с наслаждением проводил там время. Мы достигли Хорога в середине дня и опять прогулялись через весь город к отелю Pamir Lodge. Там мы наслаждались нашей последней передышкой перед тем, как броситься на приступ Муксу, маячившей у нас впереди...

Комментариев нет: