пятница, 24 августа 2007 г.

Вести с полей - 2, Ягноб

Photos_006Вновь обретя Саймона, вернувшегося из своей длительной разведывательной миссии, во время которой он побыл пастухом у 35 овец, проведя их на 55 км через 4 перевала, мы затарились провизией и двинулись из Душанбе в горы, на этот раз на восток. Доехав до Ромита, мы упали на хвост старому армейскому грузовику, проигнорировав речки, которые Саймон счел слишком недоступными, слишком непроходимыми, или, что хуже всего, слишком простыми. На высоте 2400 мы добрались до конца дороги и кишлака Руфигар. Когда мы прибыли, солнце уже начинало клониться к закату, но нам было совсем неинтересно торчать в кишлаке; впереди нас ждал перевал, а за ним и наша река. Мы упаковали лодки, пожали руки скептически настроенным руфигарцам и отправились. В тот вечер мы поднялись на сотню-две метров, потеряли тропу и встали на ночлег довольно рано.

Photos_001Стартовав на следующее утро в 5 часов, мы насладились 8-часовой прогулкой сначала через травянистый перевал 3500 м, а потом вниз к Ягнобу. Всю дорогу мы представляли себе пешку на Муксу по высоте на километр больше, которая ждёт нас через пару месяцев. Тем не менее, окружающие пейзажи впечатляли, и Ягноб тоже не должен был разочаровать. Около 3 часов пополудни мы встали на воду и за остаток дня дошли до первого ущелья, где и заночевали. Первая пара участков сама по себе выглядела фаново, но представляла вполне реальную возможность убраться с концами. Каждый участок состоял из сотни метров напряжённого сплава, за которой следовал страшно выглядящий завал без подходящей чалки перед ним. Но ниже нас ждало утешение; следующие несколько километров были потрясающи. Непрерывный уклон и мощная вода с расходом в 20 кубов, что было чуть больше идеального. Мы перекусили в небольшой расщелине в конце ущелья, где приток падал со скал. Тут скалы расступались, и было немного места, чтобы могли расти деревья и дикие цветы.

Photos_002Сразу же после обеда река оказалась зажата между гигантской стеной правого берега и огромными валунами слева. Мы прошли заходной 2.5-метровый слив в мини-каньончик, в котором вода уходила в карман под левым берегом. Эндрю шел последним и недооценил силу струи, уходящей влево; его припечатало к стене, но к счастью вода оказалась не такой мощной, и он смог выбраться в улово слева. Далее вся река уходила под два огромных бульника, правда, оказалось возможным просочиться под ними - там оставалось немного места для лодки и торчащего из нее тела с головой. Остаток дня нам попеременно встречались участки бурной и гладкой воды. Саймон оказался на волосок от уборки, заехав у кормой вперед в одну из щелей с карманом после того, как буфнул с заходного слива со слишком большим углом влево. Из суводи внизу Мидди заметил мелькнувшее весло, и лишь через несколько секунд Саймон вылетел из воды на гигантской свечке. Последний порог дня был большой унитазный слив с мощным заходом. Мы посмотрели на него и пообсуждали немного, но в конце концов не нашли достаточной причины для обноса. Эндрю и Мидди прощемились через заходную часть с краю, а Саймон прошел по центру, и все мы проехали месиво без особых проблем.

Photos_003Понедельник начался с многокилометрового прогона не выше трешки; в основном это был отличный шанс позагорать на солнце. Но нельзя было не заметить, что наш маленький Ягноб набирает силу; валы и бочки становились все более и более мясными, и в конце концов река стала серьезной. Мы прошли через замечательный каньон с мощными порогами, огромными камнями, балансирующими на конгломератных основаниях и гигантскими скальными стенами в отдалении [Зами-Каро - NT]. Мы были вынуждены обнести заход в отличный, хоть и стремный слив из-за мелкости приземления, но нам удалось стартовать по-тюленьи сразу из-под него и проехать здоровенный трек под нависающим левым берегом.

Photos_004В следующем пороге и Мидди, и Эндрю кувырнулись в огромной заходной бочке и смогли встать только на срезе страшноватенького, но как оказалось, вполне дружелюбного следующего слива. Стало ясно, что увеличение расхода в реке влияет на нашу способность адекватно оценивать расположение водных структур и препятствий. Тем не менее, мы проехали это каньон и еще один вскоре вслед за ним, покороче, перед тем, как остановиться на ночь.

Photos_005На следующий день сплав был с печалью променян на возможность попотеть под солнцем и подышать придорожной пылью. Нам нужно было вернуться в Душанбе для продления визы, так что мы решили спрятать лодки и вернуться позже, чтобы закончить Ягноб (теперь уже Фандарью) и остальные реки северного Таджикистана. Почти сразу мы нашли подходящее место, где полгоры съехало в ущелье, заставив 60-кубовую реку сифонить через скалы с перепадом метров в 200 [Толокский завал - NT]. Ниже завала под нависающим козырьком мы и припрятали свои лодки и снаряжение так, что их не было видно с дороги.

Изможденные и обгоревшие, мы поднялись обратно на разбитую грунтовку (обозначенную как "трасса республиканского значения"). Мы надеялись поймать попутку до Душанбе, но машин здесь было не больше, чем тени, так что в конце концов мы сдались и сели в медленно ползущий камаз до Анзоба. Отсюда нам таки удалось найти машину через перевал и вниз по пыльной дороге обратно в столицу.

Photos_008_2Сегодня утром началась следующая стадия наших приключений с визами, потребовавшая паспорта до следующего понедельника. Мы не можем столько ждать, не возвращаясь к рекам, так что завтра мы снова уезжаем. Среди прочих новостей экспедиция рада приветствовать нового обитателя нашей блошиной хибары: теперь на бетонном дворике перед ней живет овца. К сожалению, ее дни в этом мире сочтены.